Кузнечная сварка – почти утраченный навык

Прокладка рельс происходит с использованием сваркиЕсли современному сварщику предложить на выбор любой из способов соединения металлических деталей, вряд ли он выберет кузнечную сварку. Мол, это дело прошлого и существует много других, более легких и эффективных возможностей. Тем не менее, стоит отдать дань уважения этому «прадеду» сварного ремесла. Насколько же часто пользуются им сегодня, в чем его особенности и есть ли ситуации, когда альтернативы ему нет?

Когда она появилась

VII в. до н.э. – приблизительно в это время из руды начали выплавлять металл. В железном веке люди научились сваривать отдельные куски нагреванием и последующей проковкой. Так изменяли размеры изделий, придавали им нужную форму и изготавливали различные виды режущего и рубящего орудия. Серпы, топоры, кинжалы и мечи были основными детищами кузнецов, которые параллельно выполняли и более «ювелирные» заказы.

Во времена Киевской Руси уже освоили производство углеродистой стали высокого качества. Горны усовершенствовались, в результате чего после плавки можно было извлекать слитки металла, образованные из жидкого шлака. Эти слитки проковывали и уплотняли, придавая им дополнительную прочность. Так получали отличное сырье для изготовления железных и стальных изделий. Пушки, пищали, боевые топорики с бронзовыми обухами, украшения с чернью либо со множеством металлических зерен – все это выходило «из-под пера» древних сварщиков.

Когда-то продуктом кузнечного дела были и железнодорожные рельсы. Технологию их изготовления разработал английский инженер Никсон, однако спустя короткое время ее пришлось усовершенствовать. Дело в том, что при большом количестве заготовок в конечном продукте проявлялись дефекты, и детали не выдерживали нагрузку от поездов.

Одним из этапов усовершенствования кузнечной сварки стала замена ручного труда молотобойцев на механический молот, производящий до 400 ударов в минуту. Но не все проблемы можно было решить таким способом. Неудивительно, что на смену пришла плазменная и контактная точечная сварка – менее трудоемкие и более производительные процессы.

Куй железо пока горячо, или Как проходит процесс

Кузнечное дело - один и прародителей сварочного процессаИзготовление любого изделия начинается с подготовки материала, который затем нагревают. Для этого в горне должен быть избыток углерода, поскольку при большом количестве кислорода произойдет окислительный процесс, и детали не соединятся между собой. Готовность определяется по состоянию поверхности, и опытный кузнец легко распознает стадию «пора доставать из горна». Некоторые для проверки используют тонкий металлический стержень: если он увязает в заготовке, значит можно переходить к следующему этапу.

Для нагревания, как правило, закладывают древесный уголь: он, в отличие от каменного, не содержит примесей, затрудняющих процесс. Нагрев осуществляют медленно, иначе металл внутри будет холодным, а это чревато возникновением трещин. 

Далее самый трудоемкий шаг – соединение заготовок молотом. Тут опытные кузнецы в один голос и скажут: важна не сила, а умение. Нужно не бить со всей силы, а будто прижимать детали друг к другу – другими словами, даже «чувствовать» их. И в заключение проводят проковку в местах соединения, которая помогает не только оценить качество швов, но и измельчить «разросшееся» в процессе нагрева металлическое зерно.

А что сегодня? Из-за главного недостатка – невозможности сваривать большинство легированных сталей – этой древнейшей технологии было суждено уйти в прошлое почти полностью. В наше время ее используют преимущественно для изготовления дамаска. В остальном она просто стала данью прошлого, частью истории, первым важным шагом на пути к появлению современных сварочных аппаратов – высокопроизводительных и гораздо более эффективных.

У вас нет избранных товаров
У вас нет товаров находящихся в сравнении
У вас нет просмотренных товаров