Железная леди, кружево из металла, скелет из винтов, фабричная дымовая труба – как только ни называли Эйфелеву башню. Проект, существование которого планировалось всего на 20 лет, «живет» и по сей день. И не просто живет, а активно эксплуатируется в качестве одной из самых посещаемых достопримечательностей мира. Как же начиналась эта история и какие подробности создания вызывают недоумение или восторг?
Спасибо Эйфелю
Конструктором известного символа Франции, воздвигнутого на Марсовом поле в 1889 году, был Гюстав Эйфель. И наверняка строение имело бы совершенно другой вид, если бы не победа этого великого человека в конкурсе архитектурных и инженерных проектов у 107 других претендентов.
Изначально башня задумывалась как временное сооружение – входная арка ко Всемирной выставке в память 100-летней годовщины Французской революции. Однако одному из условий проекта – разобрать конструкцию через 20 лет – не суждено было исполниться, и избавляться от нее передумали. Сперва она оказалась полезной в качестве антенны радиотелеграфа, потом начала приносить доход от туризма, а позже все просто к ней привыкли.
Сложно поверить, но прототипом героини нашего рассказа послужила головка бедренной кости. Густава Эйфеля заинтересовало то место, где она под углом входит в сустав. Дело в том, что строгая геометрическая структура сети миниатюрных косточек позволяет ей не ломаться под тяжестью всего тела. По такому же принципу инженер распределил нагрузку в своем детище.
Эти цифры впечатляют!
- При воздвижении было использовано 9441 тонна пудлингового железа высшего качества. Его сварка осуществляется аналогично малоуглеродистой стали – ацетилено-кислородным пламенем. Объединить нужно было 18 038 его частей, и «участвовали» в этом больше 2,5 млн заклепок и других крепежных элементов.
- Полная высота башни (324 м) сопоставима с высотой 81-этажного дома. На протяжении 40 лет она была самым высоким сооружением в мире. Сейчас же не входит даже в двадцатку лидеров.
- 4-18 см – на столько может наклоняться строение при сильной буре или значительном солнечном воздействии, в результате которого металл расширяется.
- Количество людей, посетивших достопримечательность за всю историю ее существования, скоро подберется к отметке 300 млн. Ежегодно сюда приезжает более 6 млн туристов.
- Радиус окрестностей, которые открываются взору с вершины в ясную погоду, равен 70 км.
- На регулярный рестайлинг затрачивается приблизительно 60 тонн краски. Это единственная возможность сохранить сталь. Задействованы в процессе десятки людей, а также специальное подъемное оборудование, лестницы, туры и др.
У нее есть не только поклонники
Сразу после появления и даже по прошествии многих лет у нее были не только поклонники, но и противники. В числе последних оказался и Адольф Гитлер. Так, во время войны, чтобы фюрер не мог воспользоваться лифтами, кабели питания были перерезаны. Башня осталась не покоренной, и спустя некоторое время он приказал своим генералам ее взорвать. Но приказ остался не выполненным.
О том, что это строение «уродует» Париж, неоднократно заявляли многие деятели культуры. Александр Дюма-сын, французский поэт Леконт де Лиль, архитектор Шарль Гарнье и другие не поленились даже составить соответствующий протест.
Ги де Мопассан не скрывал, что терпеть не может это сооружение. При этом он каждый день обедал в ресторане на одной из его платформ. И на вопрос: «Почему?» отвечал, что это единственное место в городе, откуда достопримечательность не видна.
Тем не менее, она продолжает стоять и принимать в своих железных перекрытиях миллионы туристов. Кто-то покидает ее с восторгом и желанием вернуться сюда снова, а кто-то остается равнодушным. И неизвестно, как долго еще будет продолжаться ее история. Возможно, 125 лет – это лишь начало.